Возможности исследовательской лаборатории тензометрических испытаний грейферов и кранов на базе универсального контейнера типа 1сс

 

А.М. Ясиновский

 

                Грейферные краны и перегружатели до настоящего времени остаются основным средством перевалки сыпучих грузов в промышленности, сельском хозяйстве, речных и морских портах. Сегодня доказательно прогнозируется резкое увеличение перевозок навалочно-насыпных грузов. Обязательным условием высокопроизводительной работы подобного оборудования является оснащение его грейферами, точно соответствующими своему назначению. Грузоподъемное оборудование, укомплектованное такими грейферами, резко выигрывает в покупательном спросе.

            Украина занимала и сейчас сохраняет за собой ведущее место в развитии грейферостроения. Ученые Украины были инициаторами разработки стандартов для канатных грейферов [1, 2]. На водном транспорте, где грейферы подвержены  жесточайшим разрушающим воздействиям, эта проблема давно получила должную оценку [3, 4]. Потребность в увеличении емкости грейферов с лучшим соотношением между массой конструкции и зачерпываемого материала без ущерба для надежности повышает значимость таких факторов как прочность и жесткость. С учетом тяжелейших условий эксплуатации грейферов разработано новое направление в проектировании конструкций на основе теории напряженного состояния и методов расчета на прочность [5-8].

            Непрерывное совершенствование конструкций, развитие теории расчетов было немыслимо без создания и постоянного совершенствования методов натурных испытаний, которые являлись неотъемлемым элементом общей системы проектирования, изготовления и эксплуатации грейферов. Работниками Одесского института Инженеров морского флота (ОИИМФ, ныне ОГМУ) было исследовано напряженное состояние металлоконструкции канатных грейферов, включая сложные конструкции челюстей, работающие в толще груза при значительных нагрузках и сопротивлениях. Фактически была разработана первая типовая комплексная методика натурных тензометрических испытаний грейферов в производственных условиях порта, позволившая осуществить непрерывную синхронную запись усилий, напряжений на осциллограммах и перемещений элементов грейфера на киноленте в различных условиях эксплуатации. Был решен вопрос и разработан способ предохранения датчиков на челюстях, работающих в толще грузовой среды, практически без усиления их металлоконструкции. В то время НИРовские работы не регистрировались, но по представлению тогдашнего Министерства Морского Флота СССР эта научная разработка была отмечена как первая в исследованиях подобного рода на канатных грейферах [9]. Созданная нами для этого лаборатория была мобильна и смонтирована на грузовом автомобиле (рис.1).

 

Рис. 1

 

 Описание предложенного нами оборудования, измерительной и усилительной аппаратуры, программы, методики, вариантов и планов проведения экспериментов изложено в [10-13].

            Дальнейшее развитие и совершенствование этой экспериментальной базы в 80 и 90-е годы пошло по пути создания ОИИМФом в Ильичевском морском порту новой лаборатории тензометрических натурных испытаний металлоконструкции грейферов и кранов, оборудование которой было смонтировано в универсальном контейнере типа 1СС, мобильность которому в порту придавали те или иные перегрузочные средства (рис.2, 3).

 

 

 

Рис. 2.

 

 

Рис. 3.

 

 Это обеспечило возможность выбора наиболее предпочтительного места расположения лаборатории по отношению к системе кран - грейфер, создало дополнительные гарантии для безопасности персонала при проведении экспериментов и защиты сложного комплекса измерительной аппаратуры. Контейнерный вариант позволил производить быструю переориентацию испытательных серий, положений грейфера на штабелях различных конфигураций и грузов. Здесь эксперимент сделался объектом самостоятельного исследования, строгого планирования и постоянного совершенствования для решения различных научных и прикладных задач. Описание приборов, измерительной и усилительной аппаратуры, ее синхронизация, схемы подключения, программы, методики испытаний в условиях порта нашли отражение в работах [8, 14-16].

            Объектами испытаний являлись двух- и четырех канатные грейферы общего назначения для навалочно-насыпных грузов: длиннозвеньевые (штанговые) с вертикальным полиспастом, клещевые (ножничные) с горизонтальным полиспастом и гибкими тягами, подгребающие (штивующие), изготовленные на предприятиях водного транспорта, преимущественно для кранов и перегружателей грузоподъемностью 10 и 16 тонн и предназначенные для тяжелых условий эксплуатации портов. Они испытывались на различных марках углей, руд, строительных материалов и других грузах. Челюсти таких грейферов - это статически неопределимые пространственные конструкции переменной жесткости, усиленные ребрами и поперечными поясами, конструктивно представляющие собой коробку, образованную днищем и боковинами с различными усилениеми (система «жесткая челюсть»), либо боковыми кронштейнами почти плоской формы без усиления, что характерно для системы «упругоподатливая челюсть».

            Главной целью экспериментальных исследований было получение данных о напряженно- деформированном состоянии конструкций, исследование характера распределения напряжений в элементах упругой системы, определение массы зачерпываемого груза и фактических нагрузок при различных условиях эксплуатации, чтобы доказать приемлемость различных методов расчета на прочность, определение на базе большого количества опытов ряда коэффициентов для практики конструирования грейферов. Для этих целей одновременно с деформациями синхронно фиксировались нагрузки, а также положения грейфера, так как характер движения челюсти функционально связан с углом наклона грузовой поверхности (штабеля) по отношению к грейферу. В эксплуатационных условиях при складировании груза в портах штабелями, выгрузки его из стесненных условий трюма из-за крена, дифферента судна, неравномерной его выработки грейферами зачерпывание происходит с наклонной поверхности при различных вариантах ее наклона по отношению к грейферу, ось его симметрии отклоняется от вертикали. Это вызывает перераспределение нагрузок в элементах металлоконструкции грейфера, приводящее к перекосу упругой системы. До этих испытаний при расчетах сопротивлений внедрению челюстей в груз фактор наклона грейфера в различных плоскостях не нашел отражения.

            В качестве датчика положения грейфера относительно горизонта использован гироскоп, как наиболее точная и неинерционная система. Гироскоп смонтирован в авиагоризонте АГБ-3к промышленного производства. Прибор виброустойчив при вертикально воздействующей вибрации в диапазоне частот от 1 до 350 Гц и выдерживает воздействие четырехкратной ударной перегрузки в количестве 10000 ударов при частоте 60-100 ударов в минуту. Это  гарантирует надежную работу прибора при ударных воздействиях. Для уменьшения прецессии гироскопа во времени в авиагоризонте имеется корректирующая систма, выполненная на основе электролитического маятника. Система хорошо работает при ускорениях меньше 0.3 град/с. При появлении ускорения больше приведенного значения, для отключения системы маятниковой коррекции, введен выключатель коррекции ВК-53ОШ. В этом случае вертикаль выдерживается гироскопом.

            Авиагоризонт АГБ-3к и выключатель коррекции устанавливались на нижней траверсе таким образом, чтобы наклоны грейфера в плоскости вращения челюстей фиксировались изменением углов дифферента, а в перпендикулярной плоскости - изменением углов крена. Оба прибора соединяются двенадцатижильным  гибким кабелем с преобразователем питания и преобразователем сигналов, установленные в лаборатории - контейнере,  мобильном  по отношению к грейферу и крану. Запись  углов наклона грейфера относительно истинного горизонта в двух плоскостях производилась синхронно с регистрацией усилий и напряжений в металлоконструкции грейфера на осциллограф. На карданной раме гироскопа установлено два сельсин-датчика, преобразующие угловые отклонения в электрические сигналы, для записи которых в осциллографе была применена специальная схема.

            Особый интерес представляет новый принцип тарировки датчиков, позволяющий снизить трудоемкость тарировочных работ и повысить точность замеров. Компенсационные датчики для определения деформаций располагались на балке равного сопротивления, жестко закрепленной на нижней траверсе штангового грейфера или в верхней части челюсти подгребающего. Компенсационные и рабочие датчики соединены в мостовую схему. Тарировка датчиков производилась мерным грузом по балке равного сопротивления. Датчики балки выполняют при тарировке роль рабочих, а датчики, наклеенные на металлоконструкцию грейфера - являются компенсационными.

В летнее жаркое время при проведении испытаний в контейнере 1СС резко повышалась температура и в этом случае он уступал деревянному кожуху лаборатории на грузовом автомобиле.

            Эти неудобства могут быть легко устранены при использовании для тензометрических лабораторий новых сертифицированных контейнеров с различными системами вентиляции и вариантами раскрытия дверей, выпуск которых налажен на Ильичевском судоремонтном заводе.

 

Литература

  1. ГОСТ 24599-87. Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия.-М.: изд-во стандартов. 1987.32 с. (рук. разработки Ясиновский А.М.).
  2. РД31.46.07-87. Грейферы канатные для навалочных грузов. Типовые расчеты на прочность. Методика. - М.: В/О «Мортехинформреклама». 1987. 144 с. Введ. - 01.01.88. (рук. разработки Ясиновский А.М.).
  3. Ясиновский А.М. Проблемы исследования и совершенствования подъемно-транспортной техники Украины // Вестник ИА Украины.- Киев- Харьков, изд. ИАУ 1/1996. С. 34-38 (ИАУ).
  4. Ясиновский А.М. Направления инженерной деятельности в Украине в сфере транспортировки навалочно-насыпных грузов // Вестник инженерной Акад.Украины.- Одесса, изд. ИАУ. Спецвыпуск. 1998. С. 15-17 (ИАУ).
  5. Ясиновский А.М. Пути развития грейферостроения Украины/Вестник ИА Украины.- Киев- Харьков, изд. ИАУ 2 // 1997. С. 22-24 (ИАУ).
  6. Ясиновский А.М. Основы расчета на прочность грейферов для судовых кранов и стрел// Судостроение и судоремонт. - М.: «Мортехинформреклама», 1992. С. 164-180 (ОИИМФ).
  7. Ясиновский А.М. Конечноэлементные модели канатных грейферных систем для навалочных грузов// Вісник Одеського Державного Морського університету. Одеса “Астропринт”, изд. ОДМУ 4/1999. С. 47-50 (ОДМУ).
  8. Ясиновский А.М. Нагруженность судовых грузовых устройств при работе грейфером//Вісник Одеського Державного Морського університету 2/1998. С. 29-37 (ОДМУ).
  9. Ясиновский А.М., Сакович А.И. Исследование прочности узлов грейферных механизмов. Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, 1967, регистрационный № 32-65087.  33с.  (ОИИМФ).
  10. Ясиновский А.М. Экспериментальное определение эксплуатационных нагрузок в элементах натурных канатных грейферов//Сборник «Детали машин и подъемно-транспортные машины», вып.7. Киев, «Техніка», 1968. С. 91-99 (ОПИ).
  11. Ясиновский А.М. К методике прочностного расчета элементов челюстей канатных грейферов//Сборник «Детали машин и подъемно-транспортные машины», вып.8. Киев, «Техніка», 1968. С. 101-110 (ОПИ).
  12. Ясиновский А.М. Методика прочностного расчета системы днище - режущий пояс челюсти канатных грейферов // Сборник «Детали машин и подъемно-транспортные машины», вып. 10. Киев «Техніка», 1970. С. 103-111 (ОПИ).
  13. Ясиновский А.М. Динамические нагрузки, воздействующие на канатный грейфер при эксплуатации//Морские порты .- М.: Рекламинформбюро ММФ. 1975. С. 99-101 (ОИИМФ).
  14. Ясиновский А.М., Агеев И.П. Применение специальных приборов при натурных испытаниях грейферов// ЭИ «Подъемно-транспортное оборудование» .- М.: изд ЦНИИТЭИтяжмаш, вып. 6, 1984. 4 с.
  15. Ясиновский А.М. и др. Типовая методика тензометрических натурных испытаний штанговых и клещевых канатных грейферов для морских портов//Инженерные сооружения и оборудование морских портов .- М.: «Мортехинформреклама», 1985. С. 86-90 (ОИИМФ).
  16. Ясиновский А.М., Порущенко А.П. Рекомендации по совершенствованию методики тензометрических натурных испытаний канатных грейферов// Тези доповідей другої межрегіональної конференції  “Небеснівські читання”.-

        Одеса, изд ОДМУ. 1995. С. 53 .

 

 

 

 

В начало

 

На главную                                                                            E - mail

 

Сайт создан в системе uCoz